photophren, Иван Лифинцов, photophren.livejournal.com, Ivan Lifintsov

Deep sky. Первый опыт съёмки.

Спустя 5 лет после приобретения более менее специализированного оборудования для астрономических наблюдений и астрофотографии я, наконец, добрался до объектов deep sky (в русскоязычном варианте - объекты глубокого космоса). Конечно, я и раньше пробовал пару раз снимать объекты глубокого космоса, но с московского балкона ничего путнего не получалось из-за засветки, поэтому я всё это время снимал Луну и планеты и, в общем-то, добился максимальных результатов на своём оборудовании. Поэтому интерес, естественно, сместился за пределы солнечной системы. После нескольких попыток таких съёмок стали получаться более менее не плохие снимки созвездий и Млечного пути. Но объекты deep sky с гидированием и должной подготовкой я пробовал впервые. Это было начало июня в Волгоградской области, с. Орехово. На время съёмки уходило примерно от 40 до 60 минут на объект, так как светало уже в начале третьего, а до рассвета выходила полная Луна. Для съёмки объектов я использовал следующее оборудование:
- монтировка телескопа с часовым видением Celestron CG-5GT. На неё я устанавливал самодельную платформу из дюраля, на которую крепилось всё остальное:
- фотоаппарат Sony Slt-a33
- объектив Sigma 150-500mm f/5-6.3 dg os apo hsm, который я использую в основном для фотографирования птиц.
- оптический искатель (для визуального поиска объектов).
- гидирующая труба Orion, в которую вставлялась камера-гид (фактически это тот же искатель, только без окуляра).
- камера-гид TheImagingSource DBK31 (на неё я снимал ранее Луну и планеты).
- грелки против росы, которые были установлены на каждую линзу.
Всё это дело было подключено к ноутбуку, с которого я и управлял.

Для съёмок на умеренное ФР (500 мм) я выбрал не самые сложные объекты (пожалуй, кроме одного) - это два звёздных скопления, туманность и галактика.

1) Итак, объект номер один - это известная галактика "Туманность Андромеды", она же M31/NGC 224, которая видна невооружённым взглядом при ясном не засвеченном небе. Находится в созвездии Андромеды. Является соседкой нашей галактики и ближайшей большой спиральной галактикой к нам:
M31_1920_1.jpg
Эту галактику я правда снимал в Белоруссии в июле, так как во время съёмок в волгоградской области она была уж очень низко над горизонтом и выходила уже с рассветом. Было получено 15 кадров по 3 минуты ISO 800, диафрагму зажал до f/8.0, правда я зря это сделал, на 6,3 света накопилось бы больше, но и при таких параметрах неплохо проявились рукава нашей соседки и её цвет. Финальный снимок складывался в DSS и дорабатывался в Fitswork4, косметика в фотошопе.


2) Рассеянное звёздное скопление М39 или NGC 7092 . 500 мм для него немного недостаточно. На снимке оно чуть левее от центра. Принадлежит созвездию Лебедя. Находится в 825 световых годах от нас:
M39_1920_1.jpg
Для рассеянного скопления, в целом, тоже не плохая проработка, но ФР маловато. Было снято 14 снимков по 60 секунд, ISO 800, F/6.3.

3) Третий объект достаточно сложный, но уж очень хотелось попробовать сфотографировать туманность. Объект на снимке это отражательная туманность Ирис под номером NGC 7023 в созвездии Цефея:
1920 Ирис.jpg
Центральная часть туманности подсвечивается звездой, но основная часть туманности тёмная и для её проработки нужно куда больше света, однако моё оборудование с более чем 3-х минутными выдержками не справлялось из-за погрешности ведения монтировки и её периодической ошибки, поэтому на снимке только намёки на туманность. Было получено 25 снимков с различными выдержками от 1 до 3 минут, ISO 800, F/6.3.

4) И последний объект в летней сессии это двойное звёздное скопление Хи и Аш Персея NGC 869 и NGC 884, находится в созвездии Персея. Расстояние до нас примерно 7000 св. лет:
Хи Аш Персея_2.jpg
Честного говоря, я очень доволен этим снимком, разрешились практически все звёзды этих двух скоплений и главное проработался цвет синих и красных звёзд, без явного пережога. Было получено 55 снимков по 30 секунд, ISO 800, f/7.1.

Первым опытом по deep sky объектам я остался доволен, но, конечно, надо оттачивать навыки и оборудование, чтобы получались действительно яркие и красочные снимки с детальной проработкой пыли и туманностей, над чем я и буду работать в этом году. Так же меня очень порадовал мой экземпляр объектива Sigma 150-500, он оказался весьма хорош по качеству для съёмки космических объектов, в плане незначительных проявлений различных аберраций, комы, астигматизма и тд.

На этом всё. Все фотографии сделаны на Sony slt-a33 + Sigma 150-500
Автор Лифинцов Иван, журнал Photophren. Добавляйте журнал в друзья, здесь интересно!

Записи из этого журнала по тегу «Астрофотография»

Народ предпочитает через телескопы снимать всё-таки. Попытки сделать это через телевик почему-то не приветствуются. Но вроде нормально же выходит!
Периодическую ошибку вроде как можно убрать при управлении приводом с ноутбука.
Но для меня это пока абстракция (за отсутствием монтировки) :)
Верно. Но сейчас купить хороший трёхлементный апошник с ФР скажем 800-1000 и апертурой 100+мм обойдётся примерно от 120 000 рублей, что дороговато для меня:) Поэтому Sigma меня выручает, и вроде как действительно не плохо рисует.
Я тоже заказал переходное кольцо и Т-адаптор к своему Cannon и 70мм рефлектору. Хотя ввиду отсутствия привода придется ограничиться Луной и планетами. А вообще очень впечатлило рассеянное звездное скопление. Цвет у "сестричек" натуральный получился - такой как есть.
Офигеть!!! Галактики супер! Завидую белой завистью )) Оборудования для съемки космоса нужно не меньше, чем для макриков... А зачем нужно было делать 3-х минутную выдержку с исо 800? Там же, наверное, только один шум был?
Спасибо! оборудование в астрофотках это разорение кармана, впрочем как и в макро, это точно.. всегда есть что-то лучшее и дороже, вот бы деньжат побольше! В астрофотках выдержка это один из решающих показателей: фотоны, которые идут из от звёзд и других объектов накапливаются за всё время экспозиции, и чем дольше выдержка тем больше фотонов от бледных и почти невидимых деталей оставляют свой след на матрице прорисовывая эти невидимые детали. И соответственно, чем дольше жжешь матрицу тем больше сигнала копишь несмотря на шум. А вот DSS, тот самый, что я упоминал, как раз позволяет при стеке убрать шум или как минимум уменьшить его, так как шум неоднородный, а полезный сигнал, наоборот выделить, так как он постоянный. поэтому и снимают астрофотки скажем от 10 до 100 кадров с большими выдержками, чем больше кадров тем меньше шума и лучше выделяются истинные детали. Вот как-то так)) У астрофотографов принято снимать один объект всю ночь, а не метаться как я))) но у меня было всего пару ночей.. (
Шикарно! Особенно первый кадр!
Мы в отпуск на Кубань ездим постоянно по одному и тому же маршруту. Всегда с вечера. И вот в одном месте после Тулы около 22 - 23 часов всегда останавливаемся - "пописать" :) Небо там потрясное, и засветок нет никаких. Млечный путь как на ладони. В этом году даже снять попытался сфотать, штатив развернул... :) Но что мой D5100 и 18-105... :( Да времени мало было. Нет никакого настроения на результат смотреть, знаю что в корзину все пойдет.
Почитал комменты и твои пояснения - теперь хоть буду знать, как правильно параметры на фотике выставлять..
Офигенно! Неужели я общаюсь с человеком, который делает такие снимки. :) Несколько лет назад, когда я училась на физфаке, мы собирали фото разных галактик, звездных скоплений и прочего и показывали друг другу. Особенно клевые фотографии галактик, которые взаимодействуют, взаимопроникают, поглощают друг друга. У нас в универе есть телескоп и преподаватели с кафедры делали снимки звезд, но у них получалось гораздо хуже, чем у вас.